14 сентября, 2014

История одного парфюмера

 
  Здравствуйте! Сегодня хочу сделать интересный экскурс в историю. Вернее, рассказать о знаменитом мыловаре и парфюмере Анри Афанасьевиче Брокаре (Henri d'Athanase Brocard). История этого выдающегося человека  произвела на меня неизгладимое впечатление. 
  Итак, перенесемся в 19 век... В 1830 году в семье французского парфюмера родился сын, которого назвали Анри. Мальчик рос смышленым и предприимчивым. Отец разглядел в ребенке талант парфюмера и посвящал его в тонкости и премудрости изящного искусства.
   Однажды в Сочельник маленькому Анри приснился сон, в котором он увидел большой заснеженный город и букет цветов с прекрасным ароматом. Юноша получил хорошее образование, разбирался в химии, парфюмерном деле и коммерции. Брокар-старший отдавал себе отчет, что во Франции -  ведущей парфюмерной державе, пробиться достаточно сложно. Из-за экономического подъема и обострившейся конкуренции, Брокар-старший решил попытать счастья в Америке и переехал туда с семьей. Но дела не заладились и там. Анри вышел из семейного бизнеса и в 26 лет он принял решение поехать в Россию, чтобы  со временем открыть свое парфюмерное дело. Отец знал, что сын не посрамит славного имени Брокаров. 
   Обосновавшись в Москве, Анри Брокар   нанялся работать технологом в представительстве одной из французских парфюмерных фирм. 
  Большую роль в судьбе Брокара сыграла его женитьба на московской барышне Шарлотте Реве, бельгийке по рождению. За любовь своей избранницы молодому  Брокару пришлось побороться.  Сердце девушки было занято известным певцом. Однажды Брокар явился на вечер с корзинкой фиалок, которые поставили на рояль. Как оказалось, запах фиалок пагубно влияет на голосовые связки, в результате возлюбленный мадемуазель Шарлотты был посрамлен. Через пару месяцев непрерывных ухаживаний  парфюмер признался девушке в любви. 
   На тот момент жалование Анри составляло 120 рублей и отец Шарлотты заявил «Лотта вам не по средствам!». В то же время Анри изобрел новый способ изготовления концентрата духов. Это ноу-хау он продал парфюмерной компании "Рур Бертран" за 25 тысяч франков.   Он стал богат, женился на Шарлотте, а на вырученные средства   открыл мыловаренное дело в заброшенной конюшне Фаворских, где  вместе с двумя работниками в огромных кастрюлях варил мыло. Расчет был прост -   Россия для мыловаров выглядела чрезвычайно привлекательно с ее древними банными традициями. Представители всех сословий  раз в неделю  обязательно посещали бани и парились до изнеможения. Простолюдины мылись щелоком, изготавливаемым кустарным способом из печной золы, как говорилось в пословице  "Мыло черно, да моет бело". Хорошее зарубежное мыло  было доступно лишь представителям высшего сословия.
   Но как ни старался молодой Брокар, мыло спросом не пользовалось. Выручка составляла два-три рубля.  Шарлотта решает -  нужно ориентироваться на простых людей. Но вот беда — они вовсе не берут мыла. И тогда Шарлотта придумывает рекламно-маркетинговый ход: она предлагает создать дешевое мыло доступное самым нижним слоям населения.
 Так появилось мыло "Народное" и стоило всего... копейку. Это был не устрашающий черный бесформенный кусок, а душистое мыло аккуратной формы. «С этой копейки ты и получишь свой миллион!» — сказала Шарлотта, и оказалась права. Копеечное мыло стало пользоваться неслыханной популярностью.
  Для малышей Брокары придумали мыло в виде зайчиков, собачек и кошечек, а для детей постарше — с буквами алфавита!  В результате многие юные москвичи выучились читать по "азбуке Брокара".  
   Конкуренция росла, тогда Анри Афанасьевич освоил выпуск фигурной продукции. Шарлотта придумала разноцветное мыло в виде овощей. (Кстати, именно Брокары впервые стали использовать экологически чистые красители растительного происхождения). Мыло "Огурцом" по форме представляло собой самый настоящий огурец и к тому же имело зеленый цвет.
   Кокосовое мыло, созданное по рецепту дедушки Анри, стоило  пять копеек. Кроме того, Брокар придумал круглое мыло «Шаром», которое вместе с «Народным» получило в 1865 году серебряную медаль на Выставке русских производств в Москве.
   На рынок в разное время вышли такие сорта мыла, как "Янтарное", "Медовое", "Розовое", "Греческое" и "Спермацетное". Последние два были подороже (40-60 копеек за кусок) и стали популярны среди наиболее обеспеченной публики. Довольно быстро стены бывшей конюшни стали тесны для растущего бизнеса. Брокар перенес производство сначала на Зубовский бульвар, затем на Пресню. 
А в 1869 году за Серпуховской заставой открылась специально построенная фабрика для выпуска косметической и парфюмерной продукции. Успех  был фантастическим. Оптовики дневали и ночевали около ворот фабрики, стремясь быстрее заказать новую партию мыла. Продукция московской фабрики начала завоевывать общероссийский рынок. Появились подделки. Брокар быстро придумал, как с ними бороться, введя особую этикетку для всех видов своих товаров. Это был первый случай использования маркировки в России.
    Брокара не оставляла мысль о производстве парфюмерной продукции. Посетив ряд европейских производителей парфюмерии и обеспечив поставки цветочных эссенций, Генрих Афанасьевич приступил к выпуску одеколона “Цветочный”. Невероятно смелая и эффектная  рекламная акция на Всероссийской Промышленно-художественной выставке 1882 года, которую подхватили газеты, сделала свое дело. Идея состояла в том, чтобы из фонтана  вместо воды бил одеколон. Вскоре производством одеколона “Цветочный” занимался целый корпус фабрики Брокара. Так же как и “Народное мыло”, “Цветочный” стал первым массовым одеколоном в России.
    В 1869 году предприятие Брокара превратилось в мощную фабрику: котлы, машины. Начинается выпуск «Румяной» помады и пудры «Лебяжий пух».
  У Брокаров рождаются дети - дочь Женечка, сыновья Александр и Эмилий. Анри Афанасьевич с раннего утра работает в лаборатории. А Шарлотта, думая о продажах решает, что можно обойтись и без посредников. В 1872 году на Никольской улице пышно открывается первый фирменный магазин Брокаров. Шарлотта неутомима. Она придумывает бумажную обертку для товара, сама рисует эскизы, привлекательные рекламные объявления в газеты.

  Тем временем производство продолжало расширяться: Шарлотта Андреевна с увлечением занимается обустройством. Но этого ей мало - нужен второй магазин, и по настоянию жены в 1887 году Душистый Анри, как его прозвали, открывает еще один магазин в Китай-городе на Биржевой площади. К открытию Шарлотта придумала сюрприз-новинку: мыло, помада, духи, одеколон, саше, крем - всего десять изделий в одной коробке. А главное - фантастическая цена в один рубль. Подогретая рекламой публика чуть не 
снесла только что открывшийся магазин. До приезда полиции было продано две тысячи наборов! «Это же успех», - радовалась жена. «Это слава...» - ответил довольный муж. И супруга как настоящий рекламист назвала набор ни много ни мало «Слава».
  Несмотря на признание парфюмерного дома Брокаров, позиции французской парфюмерии были в России слишком сильны.  Шарлотта решилась на скандал- подмену: свои духи она разлила в пузырьки известной французской фирмы «Любен». «Парижские» духи на следующий день буквально смели с прилавка, а настоящие французские в брокаровской упаковке нюхали и отворачивались. Через неделю Шарлотта «покаялась» в газетах в намеренном обмане. Скандал получился немыслимый и принес свои финансовые плоды.
   Анри Афанасьевич не сидел сложа руки: он создал великолепные духи с запахом сирени - «Персидская сирень».  Это произведение уже по-настоящему оценили французы: духи получили не только популярность, но и наивысшую награду - Большую золотую медаль по разделу изящной и гигиенической парфюмерии на Всемирной выставке в Париже.
   И только об одном сожалел известный парфюмер — в коллекции высоких наград его “империи” не хватало звания “Поставщика Двора Его Императорского Величества”. Но однажды среди ночи, он переполошил весь дом своими криками “Нашел!”. Он рассказал перепуганной жене, что Бог дал ему тот же сон, как в детстве и он понял, что нужно делать. Надо создать букет! Букет для императрицы! Спустя неделю в кабинет главы парфюмерной фирмы доставили совершенно необычную вещь: прекрасную хрустальную вазу, полную цветов: алых роз, нежных пармских фиалок, нарциссов, ландышей. И все они с необычайным искусством были изготовлены из цветного воска и выглядели почти неотличимо от живых. 
В день рождения вдовствующей императрицы Марии Федоровны она получила от московского парфюмера Брокара весьма необычный подарок: эту самую вазу с изумительными восковыми цветами, каждый из которых источал свой натуральный аромат. Запахи легко и приятно кружили голову и сливались в необычайный букет. А еще через некоторое время Генрих Брокар создал духи "Букет императрикс", которые, как утверждали современники, сочетали ароматы всех цветов, входивших в тот знаменитый букет.
«Букет императрикс» в 1882 году называли одними из лучших Брокаровских духов.  Брокар получил наконец вожделенный высочайший указ, которым ему жаловали звание “Поставщика Двора Его Императорского Величества”. 
  Анри Афанасьевич, помимо удивительного дара маркетолога, обладал незаурядными организаторскими способностями. На его предприятиях практически не было забастовок. Во взрывоопасной Российской Империи, он легко находил общий язык с рабочими. Самый низкооплачиваемый работник у Брокара получал ежемесячно 15 рублей. Кроме того, все сотрудники брокаровских предприятий ежемесячно бесплатно получали наборы собственной продукции по числу членов семьи. Более того, если вдруг работник отдавал предпочтение иному парфюмерно-косметическому брэнду, Анри Афанасьевич оплачивал ему 75% трат на мыло и одеколон.
    После смерти Анри Афанасьевича Брокара «Товарищество Брокар и К°» с оборотом в 2,5 млн рублей перешло к его вдове Шарлотте Андреевне. Вплоть до революции дело Брокаров продолжали их сыновья.
В 1913 году соратник Брокара парфюмер Август Мишель создал к 300-летию дома Романовых духи «Любимый букет императрицы», от которых, кстати, пришла в восторг не только царская семья. Духам суждена была долгая жизнь, и до нас они дошли уже под названием «Красная Москва».
Для изготовления этих духов и по сей день используются практически только натуральные ингредиенты. Верхние ноты аромата – бергамот и нероли, дополненные грейпфрутом и кориандром – мгновенно привлекают внимание. Затем резкость этих нот сменяется бархатистыми тонами жасмина, розы, иланг-иланга с легкой примесью мускатного ореха. И наконец, шлейф аромата – роскошное сочетание ирисов, ванили, амбры и бобов тонка. Чувственные ароматы причудливым образом переплетаются между собой, и классический аромат «Красной Москвы» поражает воображение удивительными сочетаниями строгости и сексуальности, нежности и уверенности. Вероятно, именно сочетание несочетаемого обеспечило духам такую долгую жизнь.
   Шарлотта Брокар не дожила до национализации. Конечно, не узнала она и того, что с 1918 г. ее «Товарищество Брокар и К°» стало именоваться Государственным Замоскворецким Парфюмерно-мыловаренным заводом № 5, а в 1922 г. получило в духе времени название – «Новая Заря».

Комментариев нет:

Отправить комментарий